Как правильно организовать поминки по усопшему?

История традиции поминовения

Человеку несвойственно верить в смерть – ведь душа его, созданная Богом, внутренне твердо убеждена в собственном бессмертии. Оттого, когда случается катастрофа – разделение души с телом, то есть смерть физическая, близкие, прежде всего, не верят случившемуся. И это – не шок, а знание, которое человек имел еще в Раю, несет с собой сейчас, пребывая среди поврежденного грехом мира, где есть смерть – но только телесная.

Поминки по усопшему на Руси

Понимая это, почти все народы были убеждены:

  • умерший на самом деле просто переходит к другому образу бытия;
  • он сохраняет возможность духовного общения с близкими, оставшимися на земле, а они – могут такое общение поддержать.

Другое дело, что народы языческие, не знающие Истинного Бога, лишь отчасти любили своих ушедших близких, скорбели по ним, более же – побаивались, думая, что покойник может причинить вред, «утянуть за собой». Отсюда – множество традиций поминальных трапез как «кормления покойников», их «задабривания», возлияние на могилы спиртного (здешний спирт, как считалось – в ином мире вода, которой надо «напоить» покойного). Видимо, ввиду широчайшей распространенности подобного рода обычаев, единственный народ, поклонявшийся Истинному Богу, иудейский, традиции поминок не имел: после похорон следовал лишь траур, но не поминальная трапеза, которая уподобила бы иудея неосмысленному язычнику.

А вот христианство языческую поминальную трапезу переосмыслило, зная, что, по слову Апостола,

Для чего нужны поминки?

Для христианина эта трапеза – милостыня о душе почившего близкого. Творимая как бы от имени покойного, она доставляет душе утешение, привлекает к ней Божию милость, ибо Господь видит любовь к усопшему его близких, их молитву о нем. При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям – причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна.

Поминальная трапеза

 

В какие дни поминают усопших

У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни. О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св. Макарий Александрийский. Подобные же сведения содержит известный рассказ о житии прп. Феодоры Цареградской. Это дни по кончине:

  • третий; обычно (если не препятствуют какие-либо обстоятельства) в этот день проводится погребение тела, душа же, по слову святых отцов, возносится на поклонение Христу, тогда как ранее пребывала на земле – преимущественно в дорогих ей местах; на третий же день, по слову св. Макария Александрийского, «Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»;
  • девятый; до этого времени 6 дней душе показываются обители Рая, блаженство святых, после чего она снова видит Бога, вновь поклоняется Ему;
  • сороковой; от 9 до 40 дня душа видит мучения грешных во аде; св. Макарий пишет, что «по этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место»; это время так называемого «частного суда» тоже является поводом не только к сугубой молитве, но также – к милостыне о умершем.

Кроме этого, в течение первого года после смерти, родные собирают поминальный стол:

  • на полгода по кончине;
  • на годовщину.

И, конечно, во все последующие годы близкие могут отмечать поминками:

  • день рождения;
  • день смерти;
  • иные значимые даты, например, годовщину свадьбы супругов.

Однако, в отличие от поминовения первых 40 дней, все эти даты имеют значение скорее для родных, близких усопшего, чем для него самого Церковное предание также ничего не говорит об их значении. Впрочем, милостыни о душе не может быть «слишком много», так что подобные благочестивые традиции не несут ничего плохого – если только не сопровождаются суеверными «обычаями» и чрезмерной печалью о смерти близкого, который жив у Бога.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх